Актуализация оценок выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в национальном кадастре за 2010-2021 гг.
DOI:
https://doi.org/10.21513/0207-2564-2024-1-2-101-123Ключевые слова:
Парниковые газы, структура автопарка, инвентариза- ция, удельные нормы расхода топлива, среднегодовые пробеги, экологиче- ский класс автомобильного транспорта, виды моторного топлива.Аннотация
В соответствии с Руководящими принципами МГЭИК, для
расчета выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта по 3
уровню оценки (наиболее подробный метод), необходимо использовать
специальные модели выбросов или «транспортные модели» с детализирован-
ными данными по автомобильному парку страны. В ходе работы обобщена
информация о структуре автопарка Российской Федерации по ряду параме-
тров, таких как экологические классы автомобилей, виды потребляемого
топлива, возраст, удельные нормы расхода топлива, годовые пробеги в соот-
ветствии с национальными условиями эксплуатации. Структуризация данных
включала в себя подготовку специальной реляционной базы данных с харак-
теристиками отдельных автотранспортных средств, находящихся в автомо-
бильном парке Российской Федерации в период 2010-2021 гг. На ее основе
разработана классификация совокупности всех автотранспортных средств, в
результате чего удалось сформировать 206 расчетных модельных групп (клас-
сов), которые используются в качестве входных данных программы COPERT
5 для оценки выбросов парниковых газов. Корректно учитываемая детализа-
ция автопарка сокращает неопределенности при оценке итоговых валовых
выбросов парниковых газов, что особенно важно при оценке статистической
однородности временных рядов выбросов. Кроме того, детализированная
структура автопарка увеличивает чувствительность кадастра к мерам по регу-
лированию выбросов парниковых газов автомобильным транспортом и рас-
ширяется сферу практического использования полученных результатов.
Важным результатом данной работы является уточнение статистических дан-
ных по потреблению моторного топлива автотранспортными средствами,
используемых при оценке выбросов СО2 в Национальном Кадастре. Пока
зано, что для большинства моторных топлив наблюдается удовлетворитель-
ная сходимость топливной статистики (за исключением дизельного топлива),
которая ранее использовалась при оценке выбросов диоксида углерода.